(1)В школе я дружила с
Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2)Маша умела всё:
рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как
с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к
доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала
причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу
архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что
на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и
забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия,
ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила
наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью
Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было
подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование,
восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места
неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу
чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку
её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме
женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже
во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному
поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не
замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
(17)Мне самой от поклонников
не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.
– (18)Не живи чужой
жизнью! – уговаривала меня мама, видя это.
(19)Маше сулили чин
академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой
семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
(21)Я гордилась Лялиной
красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами,
именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня
обвинить не могли.
– (22)Ты продолжаешь
жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала
мама.
– (23)Это,
по-твоему, плохо? – удивилась я.
– (24)Сиять
отражённым светом? – (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала
от неё: – Смотря чьим светом!
(По А.А. Алексину)*
* Алексин
Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его
произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и
исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире
юности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий