Сочинение на лингвистическую тему в схеме
План сочинения
|
1. Тезис (2-3 предложения)
|
2. Основная часть (аргументы)
|
3. Вывод
|
О чем писать
|
1. Сформулировать позицию автора.
(записать цитату, оформив как предложение с прямой речью).
2. Выразить свое отношение к ней.
3. Объяснить, как вы понимаете ее смысл.
|
Назвать языковое явление.
Объяснить его значение (дать определение).
Привести 2 примера-аргумента из текста.
Указать роль языкового явления в тексте.
примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению.
|
Сказать о том же, о чем шла речь во вступлении, но другими словами.
|
Клише
|
И.И.Иванов пишет: «Вставь цитату из задания».
Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о…. (Или: Я понимаю смысл этого высказывания так: …)
|
Действительно, (называем языковое понятие) играют важную роль в нашем языке (или строим предложение иначе, исходя из содержания цитаты). (Назовем языковое явление) – это (дать определение, что это такое).
Обратимся к тексту (укажем автора текста).
Например, в предложении №… мы встречам … Это помогает писателю …
А в предложении № … автор (употребляет, использует)…, которые (указываем роль языкового понятия в тексте).
|
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль (укажем фамилию автора цитаты) о том, что …
|
Речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
1.
«Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Пошаговая инструкция .Внимательно прочитаем текст.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета… (К. Паустовский)
«Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»
«Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
«Признак предмета - это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
Сделаем для себя вывод и запишем его:
«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».
Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.
Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь или является средством художественной выразительности – это второй тезис. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.
Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.
Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.
Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: «Прилагательное обозначает свойства предмета».
Перейдем к доказательству второго тезиса.
Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».
ИЛИ
Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
Мы доказали тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».
Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно.
Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.
Практикум
Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Пунктуация достигла такого уровня развития,
когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации,
ритма и стиля». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера
из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом
стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70
слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный
текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет
собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Лингвист Н.С.Валгина утверждает, что в современном русском
языке возможности использования знаков препинания неограниченны: с их помощью в
высказывании можно расставить смысловые и интонационные акценты, придать фразе
определённое звучание. Подтвердить свои слова я могу примерами из текста
Л.Волковой.
Обратимся к предложению 4, в конце
которого автор поставил восклицательный знак. Данный пунктуационный знак
помогает писателю передать эмоции папы, рассерженного непослушанием детей. А
предложение 17 завершает другой знак препинания - многоточие. В данном
контексте этот знак выражает незаконченность высказывания, которая вызвана волнением
мальчика, увидевшего оживших игрушек.
Таким образом, пунктуация является
очень важным средством оформления письменной речи. (93 слова) Источник
ИСХОДНЫЙ
ТЕКСТ
(1)В пригороде
одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя,
мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были послушными, но они очень не любили
ложиться спать. (3)Каждый вечер был скандал:– (4)Дети, ложитесь спать!
(5)Уже поздно… — сердился папа Витя.
– (6)Ну, папа, ещё полчасика можно мы поиграем? (7)Папочка, пожалуйста,
— просили дети.
(8)Вот и сегодня дети ну никак не хотели идти
спать.
– (9)Даю вам
десять минут, — сказал рассерженно папа и вышел из комнаты.
– (10)Давайте соберём игрушки и будем ложиться, — сказала мама.
(11)В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли
глаза.
(12)Пробило полночь. (13)И вдруг Митя увидел, что
в комнате стало происходить что-то необычное. (14)Детские игрушки начали
оживать: куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили
свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались.
(15)Митя притворился спящим, и они не заметили, что мальчик за ними наблюдает.
(16)На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на
игрушки.
– (17)Вика,
— зашептал брат девочке, — наши игрушки ожили…
– (18)Я вижу.
– (19)Игрушки, вы ожили? (20)Как так может быть? — не вытерпела девочка.
– (21)Ой-ой-ой, они нас видят, — запищали куклы, — теперь все узнают нашу
тайну.
– (22)Нет-нет, что вы, мы никому не раскроем ваш секрет. (23)Правда,
Митя?
– (24)Правда, — согласился мальчик, — а почему вы только ночью оживаете?
(25)Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! (26)Дети вылезли
из кроватей и сели на пол в окружении игрушек.
– (27)Мы так устроены, — сказали солдатики. — (28)Если с нами бережно
играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем
сон и покой наших хозяев, а если наоборот, то уходим навсегда.
(29)Ника взяла на руки самую любимую куклу.
– (30)Давайте
поиграем? — предложила девочка.
– (31)Ура! (32)Давайте! — затеяли возню игрушки.
– (33)Вам спать надо, вы завтра плохо в садик встанете, — сказал медведь —
это была старая игрушка, с которой играла, наверное, ещё мама.
– (34)Хорошо, — Митя побоялся обидеть старого медведя, — а завтра мы
ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.
(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по
голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. — (36)Ника, давай
спать, а завтра опять поиграем с игрушками!
– (37)Хорошо,
— зевая, сказала девочка и уснула.
(38)Утром детей разбудил папа:
– (39)Папа,
папа, а ты знаешь, что было сегодня ночью… — начал Митя, но потом вспомнил
об обещании сохранить тайну. — (40)Мне приснился сон.
– (41)Ну, сон — это отлично, — засмеялся папа.
(42)Митя никому не рассказал про свой секрет.
(43)Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли
с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.
(44)Конечно, это был сон. (45)Но ведь это хорошо,
что дети верят в добрые сны!
(По Л. Волковой)
* Волкова Любовь — молодой современный автор.
2. Выбор профессии
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания известного филолога и философа А. А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения — как можно убедительнее
обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно
больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера
из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом
стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами А. А. Аверинцева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70
слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный
текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет
собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Известный
филолог и философ А.А.Аверинцев утверждает, что убедительность высказывания во
многом зависит от аргументов, изложенных в логически последовательной
форме. Как правило, аргументами автор рассуждения должен либо подтвердить своё
мнение, либо опровергнуть его. Давайте обратимся к тексту
Е.Гришковца, чтобы выяснить, как построил рассуждение его герой и получилось ли
ему убедить читателей в сказанном.
Рассмотрим фрагмент прочитанного текста, ограниченный предложениями
14-27. Он представляет собой небольшое рассуждение, тезисом которого является
следующая мысль: мальчику кажется, что при выборе будущей профессии у него есть
два варианта: мединститут или институт культуры. Однако аргументы, которые
приводит рассказчик, опровергают эту мысль: во-первых, герой признаётся в том,
что испытывает страх перед анатомическим театром, и это закрывает перед ним
двери в мединститут (предложения 19-20); во-вторых, студенческая жизнь в
институте культуры разочаровывает мальчика и заставляет "твёрдо
отказаться" от мысли поступить в этот вуз (предложения 23-27).
Таким образом, попытки героя разобраться в себе убеждают нас в том, что
с выбором будущей профессии он ещё не определился. (154 слова)
ИСХОДНЫЙ
ТЕКСТ
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала
инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня
с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что
я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько
чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
– (4)Его явно тянет к точным наукам, — серьёзно говорила
мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что
меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила,
что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в
это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит
правду.
(9)Короче, профессия грузчика
как перспективная мною никогда не рассматривалась.
(10)Когда я учился в старших классах,
родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику,
а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
(12)Но алгебра, геометрия и физика
по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители
сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
(14)Какие возможности у меня имелись?
(15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.
(16)Медицинский мне всегда нравился.
(17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился
мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала
так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание,
где она находится, я не смогу.
(21)Тогда я стал ходить в институт
культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты
студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные
студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную
скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах
«анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во
всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность
никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды
на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт
культуры.
(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего
я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом.
(32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось
весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное — настоящей, всем
существом — жизни.
(По Е. Гришковцу) *Гришковец Евгений Валерьевич
(род. в 1967 г.) — современный российский писатель, драматург, режиссёр,
актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной
театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка»,
«Реки», «Следы на мне», «Асфальт».
Раскрыть смысл высказывания Черняк:
«В сложносочиненном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями».
3.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» К.Паустовский
1
|
Тезис
|
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
|
|
Переход к основной части
|
Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
|
2
|
Доказательства
1-й пример
|
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
|
|
2-й пример
|
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
|
3
|
Вывод
|
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.
|
1 Внутренний мир человека 2 Выбор 3 Нравственный выбор
4 Доброта 5 Драгоценные книги 6 Дружба
7 Жизненные ценности 8 Любовь 9 Материнская любовь
10 Настоящее искусство 11 Неуверенность в себе 12 Сила духа
13 Взаимовыручка 14 Счастье От Марины Крюковой.
Блок 1 о ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА
Блок 3 о НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ
Текст А.Г.Алексина про Сеню Голубкина.
Текст В.К.Железникова про Витю и мимозу.
Текст Ю.О.Домбровского про Зыбина и краба.
Текст В.Дроганова про Кольку Бабушкина и книгу.
Текст Ю.Я.Яковлева про Алису.
Блок 4 о ДОБРОТЕ
Текст Э.Ю.Шима о Жеке, Вере и Лисапете.
Блок 5 о ДРАГОЦЕННЫХ КНИГАХ
Текст А.А.Лиханова про читателя-фантазёра.
Текст А.А.Лиханова про стихи Пушкина.
Текст В.П.Крапивина про Лёшку и и Севастополь.
Текст В.М.Пескова про книгу, упавшую между окнами вагона.
1. Текст В.А.Осеевой-Хмелёвой о Динке, Хохолке и Лёне.
2. Текст Н.Татаринцева про Петруху Васильева и Игоря Елисеева.
3. Текст А.Алексина о трёх подругах.
4. Текст А.Алексина про Люсю и Олю.
5. Текст В.Крапивина про мальчика, мечтающего о друге.
6. Текст В.Н.Кузнецовой про том Ч.Диккенса.
7. Текст А.А.Лиханова о скелете.
8. Текст С.А.Лубенец о Веньке и Пашке.
9. Текст Ю.Нагибина о Павлике.
10. Текст Л.Улицкой про Илью, Саню и Миху.
11. Текст Е.А.Пермяка про Андрюшу Рудакова и Асю.
12. Текст-притча о светлячке и мальчике.
13. Текст Е.Чепилка про велосипед.
Блок 7 о ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ
1. Текст В.С.Токаревой о Королькове, Надежде и Оксане.
2. Текст И.А.Клеандровой про Софью, Лену и Катю.
3. Текст П.С.Романова про Трифона Петровича и Поликарповну.
4. Текст А.Г.Алексина про бабушку
5. Текст А.Г.Алексина про позднего ребёнка.
6. Текст К.Г.Шахназарова про Ивана и Катю.
7. Текст И.Муравьёвой о дедушке и внучке.
8. Текст А.Грина про Грэя.
Блок 8 о ЛЮБВИ
Текст Ю. Я. Яковлева про Наилю.
Блок 9 о МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
Текст А.Г.Алексина про Толю и маму.
Текст Ю.Я.Яковлева про мать.
Текст Е.А.Пермяка про метель и маму.
Текст Ю.Я.Яковлева про мать и колбасу.
Текст М.Агеева про мать и конверт с деньгами.
Блок 10 о НАСТОЯЩЕМ ИСКУССТВЕ
1. Текст К.Г.Паустовского про гравюры художника Пожалостина.
2. Текст В.А.Осеевой-Хмелёвой про Динку и Якова Ильича.
3. Текст Т.Н.Толстой про театр и кино.
4. Текст М.Л.Москвиной про джаз.
5. Текст Ю.Т.Грибова про природу.
6. Текст В.П.Астафьева про Лину и Планетарий.
7. Текст К.Г.Паустовского про Чайковского.
8. Текст Ю.О.Домбровского о художнике Хлудове.
Текст Н.И.Дубова про мальчишек-изобретателей.
Текст В.И.Одноралова про Минтина, Олега, Вовку и Егора.
Текст Л.Овчинниковой про блокаду Ленинграда.
Блок 13 о ВЗАИМОВЫРУЧКЕ
Текст Ю.В.Трифонова о Глебове
Текст Э.Е.Фоняковой про начало войны
ЕЩЁ СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕКСТАМ ИЗ ОБЗ ФИПИ ЕСТЬ ЗДЕСЬ:
Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года
Вариант 1 (текст по В.Г.Распутину про дядю Митяя и Саню, которые собирали ягоду)
Вариант 2 (текст по В.Г.Распутину про дядю Митяя и Саню, которые ночевали в тайге)
Вариант 3 (текст по М.Горькому про бабушку)
Вариант 4 (текст по Д.Н.Мамину-Сибиряку про сторожа Тараса)
Вариант 5 (текст по Е.А.Пермяку про дедушку и внука)
Вариант 6 (текст по А.Сент-Экзюпери про Лиса и Маленького принца)
Вариант 7 (текст по Ю.Я. Яковлеву про Косту и собаку)
Сочинение к одному из новых 10 текстов ОБЗ ФИПИ
15.3 Как вы понимаете значение словосочетания "жизненные ценности"? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему "Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ".
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Жизненные ценности - это то, что человек считает важным в своей жизни, о чём мечтает и к чему стремится. Жизненные ценности играют ключевую роль в судьбах людей, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения. У каждого человека свои жизненные ценности, приоритеты и желания.
Для героя текста А.Грина романтика Грэя главной жизненной ценностью является счастье, вера в осуществление мечты. Именно поэтому он хочет своими руками сотворить чудо и сделать счастливой девушку по имени Ассоль, которая свято верит в предсказание волшебника Эгля и мечтает о том, что когда-то за ней приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами. Грэй убеждён в том, что, осчастливив Ассоль, он станет счастливым и сам.
А вот известный современный актёр Константин Хабенский главной жизненной ценность считает саму жизнь. Пережив смерть любимой жены, Константин принял решение помогать тяжелобольным детям. С этой целью он создал благотворительный фонд, деятельность которого направлена на спасение детей с заболеваниями головного мозга. Все заработанные гонорары актёр тратит на лечение детей. На счёту К. Хабенского десятки спасённых маленьких жизней.
Таким образом, жизненные ценности - это фундамент, на котором базируется жизнь человека. (181 слово)
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.
(6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, –– он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему
не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.
–– (8)Теперь, –– сказал Грэй, –– когда мои паруса рдеют, ветер хорош,
а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки,
я попытаюсь настроить вас своими мыслями, как обещал в Лиссе. (9)Заметьте, я не считаю вас глупым или упрямым, нет; вы образцовый моряк, а это много стоит. (10)Но вы, как и большинство, слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни. (11)Они кричат, но вы не услышите. (12)Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка. (13)Скоро вы увидите девушку Ассоль, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах: за ней приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами. (14)Такое предсказание в детстве она услышала от волшебника Эгля. (15)Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров. (16)Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину. (17)Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. (18)Когда для человека главное –– получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения –– чуда, сделай ему это чудо, если ты
в состоянии. (19)Новая душа будет у него и новая –– у тебя. (20)Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого невезучего коня, тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. (21)Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и –– вовремя сказанное, нужное слово. (22)Владеть этим –– значит владеть всем.(23)Что до меня, то наше начало –– моё и Ассоль –– останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. (24)Поняли вы меня?
(25)Грэй оглянулся, посмотрев вверх; над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом. (26)«Секрет» шёл в море, удаляясь от берега. (27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя –– ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. (28)Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
(По А. Грину*)
* Александр Грин (1880––1932) –– русский писатель-прозаик, поэт, создатель вымышленной страны, в которой происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных романтических книг –– «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».
ОГЭ 25 аргументов для сочинения на тему "Что такое настоящее искусство"
1. Героиня рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» Вера Николаевна, услышав Вторую сонату Бетховена, испытывает пробуждение нового душевного настроя, она понимает, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Соната созвучна с настроением героини, через музыку её душа соединяется с душой погибшего Желткова.
2. Последняя сцена рассказа К.Паустовского «Старый повар» показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Музыка, которую исполнял незнакомец на клавесине, оказала магическое воздействие на всех слушателей: музыкант был бледен, пес выбрался из своей будки и тихо потряхивал ушами, а слепой старик вдруг увидел молодую, смеющуюся Марту. В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились. К.Паустовсвкий сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.
3. Главного героя произведения А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» - Якова Матвеевича - найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.
4. Великий композитор, герой рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», подарил дочери лесника свою музыку. Когда Дагни услышала её, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни, потому что композитора к тому моменту уже не было в живых.
5. Герой книги В. Короленко «Слепой музыкант» - мальчик Петрусь - родился слепым. Но благодаря искусству, а именно музыке, он не только не утонул в своём горе, но и нашёл своё место в жизни, став известным музыкантом.
6. Герой рассказа А.Куприна «Тапёр» - худенький и плохо одетый тринадцатилетний мальчик - случайным образом оказался в знатном семействе в качестве музыканта. В этом скромном госте трудно было предположить музыкальные способности, но когда он начал играть, всем стало ясно, что перед ними - талантливый музыкант. Среди гостей по счастливой случайности оказался известный пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Он заметил талант мальчика и впоследствии стал для него наставником.
7. Главный герой повести Л.Толстого "Альберт" — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.
8. Герой рассказа Рэя Брэдбери "Улыбка" мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
9. В фильме Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» речь идёт об организации, известной как «Отдел по спасению памятников, произведений искусства и архивов». Сотрудники этой организации, созданной в 1943 году президентом США Франклином Рузвельтом, вернули законным владельцам и в музеи множество культурных ценностей, похищенных нацистами. Спасённые произведения искусства не утратили своей ценности на протяжении столетий.
10. Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что, когда она осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зелёная, и солнце светит… Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».
11. Русская природа вдохновляла не только композиторов, но и многих поэтов, один из которых - Сергей Есенин. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы: она разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов, источник, питающий лирические чувства поэта.
12. Удивительная женщина, художник Евфросинья Антоновна Керсновская 12 лет провела в сталинском лагере. После выхода из него она начала зарисовывать этот период жизни , чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний. Целых двенадцать общих тетрадей были разрисованы ею в 60-х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». Глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаешь, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.
13. Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. Альбомы его были нарисованы в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, – они были фантастическими. Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. Тоненьким пёрышком он создавал в своих альбомах параллельную, загадочную жизнь. И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. Он выжил благодаря настоящему искусству.
14. Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки и прятал себе под подушку. И эти маленькие фантастические рисунки Соколова в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской. Можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг – тюремные решётки.
15. Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А.Твардовского "Василий Тёркин". Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. В этом сила литературы как вида искусства.
16. Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича. Она , как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.
17. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей комедии Д.Фонвизина "Недоросль". Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили полное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.
18. Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. "Поставьте "Джоконду" или "Мадонну с младенцем и святой Анной" великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!" - утверждали они.
19. Однажды американский изобретатель Никола Тесла тяжело заболел. Жизнь его находилась в опасности. Выздоровление, по собственному рассказу Теслы, наступило совершенно неожиданно: во время болезни он начал читать "Приключения Тома Сойера" Марка Твена. Жизнерадостная книга пробудила в нём такое желание жить, что усилием воли он заставил себя перебороть болезнь и вскоре, к удивлению лечивших его врачей, выздоровел.
20. Услышав легендарный хор имени Александрова, который своими песнями пробуждал в людях мужество, давал им силы для борьбы, английский премьер-министр У.Черчиль назвал музыкальный коллектив "тайным поющим оружием".
21. Выдающийся русский писатель 20 века М.Пришвин в своих дневниках вспоминает такой случай: в скорбные дни первой мировой войны напротив его дома собрался народ и оратор стал говорить людям о том, что Россия скоро превратится в германскую колонию. Тогда одна бедная крестьянка в белом платочке пробилась к оратору через толпу и остановила его выступление, обратившись к людям: "Не верьте ему, товарищи! Пока с нами Лев Толстой, Пушкин и Достоевский, Россия не погибнет!"
22. Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр имени К- С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. По просьбе остававшейся в Москве группы артистов Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался в прекрасный мир музыки Чайковского, А. С. Даргомыжского, Дж. Верди, Дж. Пуччини.
23. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен с как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...".
24. Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.
25. Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе.
Задание 15.1 ОГЭ
– написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи брошюры:
рассмотреть требования к сочинению (15.1), применить их на письме, используя точные примеры из исходного текста, т.е. научить
· правильно находить главную информацию,
· четко цитировать и
· убедительно аргументировать свою точку зрения.
В комплект входят:
· брошюра с рекомендациями,
· пошаговая инструкция с примерами;
· презентация;
· афоризмы;
· тексты и шаблоны (практикум);
· теоретические сведения по лингвистике.
написание сочинения-рассуждения на понимание смысла фрагмента текста.
Задачи книги:
рассмотреть требования к сочинению (15.2), применить их на письме, используя точные примеры из исходного текста, т.е. научить
· правильно находить главную информацию,
· четко цитировать и
· убедительно аргументировать свою точку зрения.
Книга состоит из двух частей: объяснение теории с упражнениями и практикум. К сборникам прилагается презентация для лекции по этой теме.
– написание сочинения-рассуждения на морально-этическую (нравственную) тему.
Задачи брошюры:
· рассмотреть требования к сочинению (15.3), применить их на письме, используя необходимый пример из исходного текста, и из жизненного опыта;
· четко цитировать и убедительно аргументировать свою точку зрения;
· соединить разносторонние сведения, полученные на уроках;
· воспитать культуру письма,
· выработать умения написания грамотного текста.
В комплект входят:
· брошюра с рекомендациями,
· пошаговая инструкция с примерами;
· презентация;
· афоризмы и пословицы на морально-этические темы;
· тексты и шаблоны (практикум);
· краткий словарь этических терминов;
· проблематика, темы произведений.
Смотрите также:
Из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»( вариант 32).
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые мы часто употребляем в своей речи, потому что они делают ее образной и выразительной.
Так, например, в предложении 2 при помощи фразеологизма "пришел в себя" автор говорит о том, что Сева должен был опомниться и успокоиться.
В предложении 15 вместо обыкновенного "усердно" А. Лиханов употребляет знакомое выражение "закатав рукава", что придает тексту эмоциональность.
Таким образом, верно высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
4
Л. В. Успенский: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»( вариант 1).
Предложение состоит из слов. Но не каждый ряд слов можно назвать предложением, потому что предложением называется синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы и законченностью мысли, своей структурой, помогающей понять смысл высказывания.
Так, например, в предложении 19 все слова выражают мысль о том, что Игнатий переживает за свою мать, которая беспокоится о его здоровье. Этой же цели подчинено и строение предложения: перед нами сложноподчиненное с однородными придаточными частями.
Предложение 41 состоит из нескольких словосочетаний, слова в которых связаны посредством падежной формы, что является признаком грамотно построенного высказывания.
Таким образом, прав был Л.В. Успенский, который утверждал: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
5
Н.С. Валгина: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста»( вариант 36).
Абзац-это средство оформления текста, которое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел.
Так, например, предложения 1-4 представляют собой отдельную часть, в которой дается первоначальное описание героя, то есть мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М.П. Лоскутов объединяет в отдельный абзац предложения 23-31, рассказывающие именно об этом.
Таким образом, права была Н.С. Валгина, которая утверждала: "Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста".
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты — одежда слов».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. А. Солоухина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Эпитеты - это преимущественно прилагательные, которые придают слову красочность, выразительность. Эпитеты помогают более точно охарактеризовать человека, предмет или явление, создать более яркий образ. Рассмотрим, насколько справедливо данное утверждение, на примерах, взятых из текста Э.Шима.
Так, в предложении 5, описывая девочку, автор употребляет следующие эпитеты: "загадочное" (существо), "невероятная" (красавица), с "золотыми" (глазами), с "тонюсенькой" (талией). Благодаря этим прилагательным читатель имеет возможность без труда представить образ красавицы Верочки.
А в предложении 75, говоря о Гоше, писатель использует другие эпитеты: "тихий, застенчивый и боязливый". Так Э.Шим выделяет в характере своего героя главные черты.
Таким образом, не случайно русский писатель Э.Шим назвал эпитеты "одеждой слов".(101 слово)
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. Ей, видите ли, своя прихоть дороже».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Гоша осознаёт, что Верочка заставила его совершить бесчестный поступок. Но симпатия к девочке и желание ей угодить оказались для него важнее. Верочку же, судя по всему, нисколько не волнует моральная сторона действий Гоши, для неё важнее её собственные желания. Это можно подтвердить примерами из прочитанного текста.
Из содержания текста мы понимаем, что Гоша оказался во власти чар Верочки. Он готов выполнить любую её прихоть, какой бы абсурдной она ни была: отдать куртку и остаться в одной майке (предложение 10), встать на голову (предложение 26), вынести мамины духи (предложение 41). Ради внимания Верочки мальчик полностью подчиняется ей и терпит все унижения (предложения 28-29).
Верочке же нравится ощущать собственное превосходство над тихим и застенчивым Гошей. Она понимает, почему мальчик позволяет командовать собой. Но чувства Гоши ей неинтересны, она всего лишь хочет удовлетворить собственное тщеславие, не думая о последствиях, к которым могут привести её безумные желания (предложения 58, 75).
Таким образом, в конце концов такое поведение героев приводит к несчастному случаю. (158 слов)
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": подчиниться или остаться самим собой, обмануть или сказать правду, помочь или бросить в беде. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
Обратимся к тексту Э.Ю.Шима. Герой текста Гоша на первый взгляд безвольный, застенчивый и боязливый мальчик. Но в критической ситуации он, не раздумывая, делает свой выбор и совершает настоящий подвиг: плашмя, животом, падает на горящую ракету, чтобы спасти девочку, которая ему нравится. Героический поступок мальчика говорит о том, что он настоящий мужчина, готовый ценой собственной жизни спасти жизнь другого человека.
Свой нравственный выбор сделал и герой рассказа Ирины Крамшиной "Попрыгунья-стрекоза". Когда Макс узнал, что у его матери больная почка и ей срочно требуется операция, он принимает осознанное решение стать для неё донором. Этот выбор свидетельствует о том, что, несмотря на все разногласия и ссоры, сын любит свою мать и желает ей только добра.
Таким образом, делая нравственный выбор, человек показывает окружающим своё истинное лицо. (174 слова)
Раскрыть смысл высказывания Черняк:
«В сложносочиненном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями».
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)Остался один Гоша. (3)Дежурит у подъезда и ждёт кого-то...
(4)Вот наконец она появилась. (5)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.
– (7)Привет, — говорит Верочка и поёживается. — (8)Холодно ещё... (9)Дай куртку.
(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.
– (11)Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?
– (12)Ага. (13)Вот, смотри, транзистор.
– (14)А матери привёз чего-нибудь? (15)Духи, например? (16)Принеси посмотреть.
– (17)Но как же я... (18)Вера, мне же... (19)Ну, неудобно...
– (20)Тогда становись на голову. (21)Ну?!
– (22)Брось, Верк... (23)Не надо...
– (24)Сейчас же встань на голову!
– (25)Ну, пожалуйста... (26)Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
– (28)Кто главный? — спрашивает она.
– (29)Ну, ты...
– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.
(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.
– (36)Это ракета, — сообщает Серёжка внушительно. — (37)В лесу запустим.
(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.
(41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется...»
(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.
(52)Она нехотя берёт голубой флакон.
– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?
– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке... посмотри в кармане.
– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост! — (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.
– (60)Зачем?.. — ничего не соображая, бормочет Гоша. — (61)Что это?
– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет.
– (64)Ну!.. — растерянно бормочет Гоша. — (65)Это...
– (66)Кто главный?
– (67)Верка, перестань!
– (68)Ах, так? — (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...
– (71)Верка! (72)Отойди!..
(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и — плашмя, животом — падает на ракету.
(По Э. Шиму) *
* Шим Эдуард Юрьевич (Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930—2006 гг.) — русский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
Сочинение на лингвистическую тему (19)
По мнению российского лингвиста А.Реформатского, местоимения выполняют функцию «заместителей» знаменательных слов. Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст Ю.Трифонова.
«Эпитеты – одежда слов», - утверждает русский писатель и поэт В. Солоухин, и с этим высказыванием невозможно не согласиться. Эпитеты являются красочными определениями для слов, с помощью них можно создать яркие и выразительные художественные образы.
Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.
На мой взгляд, современный российский лингвист Л.Ю. Максимов прав, утверждая, что с помощью абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Вопросительный знак так же, как и другие знаки препинания, очень важен в письменной речи.
Невозможно не согласиться с мнением Антона: без знаков препинания в письменной речи нельзя обойтись. Знаки препинания нужны для выделения и разделения частей предложения, они подсказывают интонацию для чтения и помогают передать смысл высказывания. Рассмотрим некоторые из этих функций.
Безусловно, основной функцией кавычек является выделительная функция. В прочитанном мною тексте А.Алексина эту функцию выполняют кавычки в предложении 17. Здесь знак препинания участвует в оформлении прямой речи...
Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.
К знакам завершения в русской пунктуации относятся точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, а также иногда одновременно употребляются два знака. Все эти пунктуационные знаки очень важны...
Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Двоеточие выполняет разные функции...
1.Связь грамматики и лексики в русском языке
Шаблон.
Я согласен с высказыванием…(Ф. И. О. автора): «…». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. По моему мнению, в этом высказывании говорится о связи лексики и грамматики в русском языке.
Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.
Докажем это примерами из текста. Например, автор употребляет в предложениях №1,2, 3 и т. д. общеупотребительную лексику, чтобы выразить жизненно важные понятия
Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди.
Автор употребляет в предложениях №1,2,3 и т.д. прописные буквы, для того чтобы выделить начала определенных отрезков текста- предложений.
Таким образом, …(Ф. И. О. автора) говорит о единстве содержания и формы языка.
2. Лексика
Шаблон.
Я согласен с высказыванием ….(Ф.И.О. автора): «….Цитата ».
В этом афоризме говорится о лексическом богатстве русского языка. Обратимся к значению слова. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления. Слово – душа языка, его богатство и гордость. Особенно богат на слова мой родной русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромна в языке армия синонимов, антонимов, фразеологизмов. Остановлюсь на …(называть то средство, которое указано в цитате). Например, автор употребляет в предложении №………..для……. В предложении №….автор использует…..для того, чтобы…..
Словарный запас человека помогает ему правильно и ярко оформлять свою речь.
3. Пунктуация
Зачем нужно правильно писать? Так ли важно правильно расставлять знаки препинания? Многие считают, что можно прекрасно обойтись и без них.
Я не согласен с этим мнением. Я считаю, что все знаки препинания нужны, и они выполняют очень важную функцию в письменной речи.
Во-первых, запятая может выполнять разделительную функцию. Например, в предложении…она разделяет части сложного предложения.
Во-вторых, с помощью знаков конца предложения можно выразить различные эмоциональные оттенки: восклицание, восхищение, удивление, вопрос. Подтвердим это примером из текста: «…………». (В пример привести предложение, где в конце стоит ! или?)
Таким образом, мы видим, что знаки препинания играют в предложении важную роль.
4. Орфография.
ЗАЧЕМ НУЖНО ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ? Для чего мы учим правила орфографии? Многие считают, что в наш век, век компьютеров и мобильных телефонов, не так важно, какую букву писать в слове «молоко».
Трудно согласиться с мнением тех, кто так считает. Я думаю, что орфография выполняет очень важную функцию в письменной речи.
Во-первых, знание правил орфографии облегчает нам понимание написанного. Наша страна огромна, и в каждом ее уголке есть особенности произношения. Если бы каждый писал так, как говорит, то мы вскоре перестали бы понимать друг друга. Например, в предложении №…в слове……по правилам русской орфографии нужно писать букву…
Во-вторых, каждый образованный человек обязан быть грамотным. Нельзя представить себе врача, который выписывает нам рецепт с ошибками, или безграмотного учителя. Грамотный человек не напишет…(предложение №…).
Таким образом, мы видим, что орфография играет важную роль. Знание орфографии позволяет правильно понять письменное сообщение.
4.Богатство русской речи, точность слова и т. д.
Шаблон.
«……..», - писал….(Ф. И. О. автора). Как же понимать этот афоризм? В высказывании говорится о точности, образности и выразительности речи.
Что делает речь образной, выразительной и точной? Тропы и фигуры речи, а также пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые усиливают эмоциональность языка. Также в речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего или пишущего.
Приведем примеры из текста. В предложении №…автор использует……, а в предложении №…. - ……
Эти слова делают речь более точной, образной и выразительной.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был …….., утверждая: « ………….».
Комментариев нет:
Отправить комментарий