среда, 26 июля 2017 г.

С. Качалков. Картина

Исходный текст
1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку.
(3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (5)«Беспутный» – так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.
(7)Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой.
(9)Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, – любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его … жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:
(11)Вот не будешь учиться – станешь таким, как этот Сашка Бозин!
(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:
(15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.
(19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. (23)Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовёт к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина – купил он её, нашёл где-то или, может быть, сам нарисовал – никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову.
(По С.Качалкову)

Сочинение
Казалось бы, перед нами простая история жизни нелепого и смешного человека, над которым все потешались, которого все поучали и который помер так же нелепо, как и жил: в одночасье, ударившись о землю головой. Но эта незамысловатость лишь кажущаяся. Ведь недаром рассказ заканчивается тем, что пришедшие на похороны женщины закаменели, а директор школы, где служил кочегаром покойный, опустил голову.
Герой этого рассказа, Сашка Бозин, жил бог весть как: в ветхом доме, неопрятно и бедно. Никто не воспринимал его всерьез. И лишь после его смерти односельчане поняли истинную цену этого человека, поняли благодаря тому, что увидели картину, украшавшую его скромное жилище. Увидели, и будто заглянули в душу своего знакомого незнакомца, куда не потрудились, не полюбопытствовали заглянуть все эти годы. На картине был изображен ангел, закутавшийся в перину-облако. Такой же ангельской открылась им Сашкина душа.
Вот так бывает. Судим мы о людях очень часто поверхностно: по их внешнему виду, по принадлежности к социальному слою, по их образу жизни. И мало кто при этом пытается узнать человека, понять его душу. А ведь люди равнодушны не только к малознакомым, но порой и к самым близким людям. Это ли не болезнь нашего времени, суетного, наполненного спешкой, решением мелких, но таких для нас важных проблем?
Е.Евтушенко написал замечательные строки:
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная все, не знаем ничего…
Написано это в 1961 году, но может быть отнесено и к любой другой эпохе. Потому что тема равнодушия к близким – тема вечная. И к ней, как к вечной, обращались многие писатели.
Особенно часто эта тема звучит применительно к образу маленького человека в русской литературе. Можно вспомнить и равнодушие Печорина к его другу Максим Максимычу, и равнодушие дочери к станционному смотрителю в одноименной повести Пушкина, и отношение односельчан к Матрене («Матренин двор» А.И.Солженицына).
Не обошла эта тема и Мастера, героя романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Истинный гений и пророк, он оказался не у дел со своим творением, повествующим о еще более великом пророке – Иешуа. Предрассудки системы, отрицающей Бога, равнодушие и издевки литературного окружения загоняют его в угол: он оказывается душевнобольным, беспомощным, страдающим существом.
К сожалению, часто признание к человеку приходит запоздало, когда его уже нет. Тогда, когда это признание уже не нужно. Так и в рассказе Качалкова: «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову».
Но поздно, не услышит…

Комментариев нет:

Отправить комментарий