Задание 2. Синтаксический анализ
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
Любое произведение выражает систему
взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»:
Тема
(Т) - данная, исходная информация.
Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык и развил литературу. Изящная словесность благодаря ему стала не просто фактом культуры, а фактом жизни всего
народа.
Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом,
сумевшим выразить дух русского народа.
Ответ: _________________________
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ текста.
1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения;
2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.)
2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.)
Все это держит текст и не дает ему рассыпаться на
отдельные эпизоды, описания и рассуждения, т.е. держатся на идее, главной мысли.
Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст.
Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.
Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.
Создать подтекст помогают
* монтаж - это порядок, в котором выстроены
предложения, абзацы и отдельные отрезки текста и который подчинен основному
замыслу автора;
* разрывы, в которых содержится
та информация, которую читатель уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь).
Содержание текста становится
понятным только тогда, когда любой читатель может
самостоятельно заполнить эти смысловые разрывы, когда в его мышлении уже
содержится «как бы внутренний текст», который он самостоятельно
дополняет.
Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в разрывы.
Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в разрывы.
Связность текста - категория, характеризующая
особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений,
абзацев, сверхфразовых единств и т.д. Она строится на основе лексико-грамматических
возможностей языка.
Актуальное членение предложения
Рема - (Р) - новое в речевой ситуации, то, ради чего
создается предложение.
Движение от темы к реме определяется
свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое
движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы
постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же
время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение информации
внутри текста называется тематической
прогрессией.
Цепная связь предложений - определенный вид тематической прогрессии,
реализующийся в цепной связи между предложениями данного текста (великий русский писатель заменено личным местоимением он).
Ключевые слова - это такие слова, которые связаны с
основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют
текст.
Ключевые, опорные, слова выражают
преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей
степени помогают понять авторскую позицию, идею текста. Они помогают более
точно определить тему текста.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ текста.
Вариант 1.
(1)Солнце садилось.
(2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место
нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы
быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок — маленькая букашечка, и
пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину
заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь.
(6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные
данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было
так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом.
(9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал
очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков,
его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами
радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что
он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то
другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий,
четвёртый и так далее, а зачем — никто не знает, просто так повелось.
(11)Однажды
светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит
рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
(12)Светлячок
до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и
новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая
среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в
любое время ждал его мальчик.
(14)Время
шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел,
потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им
не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл
на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул.
(16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:
–
(17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.
–
(19)А разве ты не видишь?
–
(20)Нет, — ответил мальчик.
–
(21)Ну и ладно, — сказал светлячок.
–
(22)Расскажи мне, что ты видишь, — попросил мальчик.
–
(23)Что? — удивился светлячок.
–
(24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь
природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.
(27)И
тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у
светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему
нужен!
–
(30)Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
–
(31)А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом.
–
(33)Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
В каком
варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
вопрос: «Почему все хотели дружить со светлячком?»
1)
Светлячок пел о любви к жизни, и это доставляло всем удовольствие.
2)
Окружающих восхищали хорошие вокальные данные светлячка.
3) Окружающих привлекала красота панциря светлячка.
4)
Окружающие ценили талант светлячка красочно описывать окружающую природу.
Вариант 2
В каком варианте ответа
содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему
ребята считали, что родители их не понимают?»
1) Родители запрещали
ребятам заниматься тем, что их больше всего привлекало — изобретательством.
2) Родители считали
ребят способными только к детским играм.
3) Родители не разделяли стремления ребят совершить
что-нибудь великое — такое, что могло бы их по-настоящему прославить.
4) Родители были
неграмотными сельскими жителями.
(1)Как только у нас с
Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что
в прошлом кто-то уже опередил нас. (2) Нельзя же заново изобретать
самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже
пройдено вдоль и поперёк! (3)Выходило, что мы родились слишком поздно
и пути к славе для нас закрыты.
(4)Я высказался в
этом смысле дома, но мать, удивлённо посмотрев на меня, сказала:
– (5)Экий ты, оказывается,
ещё дурачок!.. (6)Иди вон на огороде славу зарабатывай...
(7)Пашка заметил:
– (8)Почему это матери,
как правило, детей любят, а не понимают? (9)Вот раньше было: (10)«Благословляю
тебя, сын мой, на подвиг...». (11)А тут — на огород!..
(12)Пашка хочет быть как
Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. (13)Он построил машину,
чтобы наливать воду в колоду для коровы. (14)Машина, правда, сама воду
наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать
железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в
колоду.
(15)Мать поругивала
Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось.
(16)Но однажды Пашкин отец в сумерки наступил на рычаг, и его окатило
с головы до ног. (17)Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы
самому изобретателю, да тот убежал.
(18)У меня нет пристрастия
к технике — мне больше нравится читать. (19)Но все книги, какие я мог достать,
уже читаны-перечитаны, и я попробовал написать свою.
(20)Я выпросил у отца
большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(21)Летопись. (22)Древняя,
средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
(23)Вначале описание
деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в...» — начались
затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней
истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
(26)Ничего, к сожалению,
не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с
расспросами, отмахнулся:
– (28)Какая, к лешему,
у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе — вот и вся история.
(30)История Тыжи осталась
ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
(31)Да, мы могли бы удивить
мир, но пока не знали чем.
(По Н. Дубову) *
Вариант 3
В каком варианте ответа
содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему
герой-рассказчик восхищался своими родителями?»
1) Потому что герой-рассказчик видел в родителях
положительные качества, которыми сам не обладал.
2) Потому что родители
рассказчика «проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко».
3) Потому что, уехав в
командировку, родители рассказчика писали домой чаще, чем это принято в
благополучных семьях.
4) Потому что родители
рассказчика были людьми, способными научить тому, как избежать любых проблем.
(1)В командировки мама и
отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились
где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой — маминой
мамой.
(3)В неблагополучных
семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных
пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый
день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца,
другое — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно
стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и
мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.
– (8)Фантастика! —
сказала однажды бабушка. — (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..
(10)Я не мог понять:
восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было
отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит
она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими,
поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.
(13)Конечно, бабушка
была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она,
как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.
(14)Например, мама и
отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной
водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах
или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.
(17)Вообще, мои родители
то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда
звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.
(18)Проводив маму с
отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики,
собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко
подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот
мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.
– (22)Ну-с, сколько
денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка.
– (23)Побольше! —
говорил я.
(24)И бабушка, любившая
ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на
обедах.
(25)По мнению родителей,
мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.
Вариант 4
В каком варианте ответа
содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему
Венька не хотел носить пиджак в школу?»
1) Пиджак был светлым и
быстро пачкался.
2) Венька чувствовал себя белой вороной среди
одноклассников.
3) Пиджак был слишком
элегантным для школьных будней.
4) Венька слышал от
одноклассников обидные слова в адрес своей одежды.
(1)Венька пришёл домой
из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного
морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме
белая крыска Марфуша, и всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у
них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о
своих делах.
– (3)Мам, я опять подрался…
— медленно произнёс он и виновато замолчал.
(4)Из трубки какое-то
время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась.
– (6)Всё ясно. (7)Поговорим
вечером.
(8)Венька повесил
трубку и задумался. (9)Что же это маме ясно? (10)Иногда то, что ей кажется
абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно
неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке.
(12)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям
приобрести сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас не
обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать
на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин,
где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый
пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка.
(15)«Как денди лондонский…» — радостно приговаривала мама, оглядывая
Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор,
пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.
(18)Сначала Венька не
очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)Но ни
через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не
переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках,
куртках от спортивных костюмов, а самые крутые — в толстовках. (21)Венька
попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый.
(22)Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый
тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.
– (23)Вот! (24)Примерь!
— щебетала она над Венькой. — (25)Тётя Нина отдала. (26)Витальке стал
маловат, а тебе будет в самый раз.
(27)Венька, стиснув
зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в
чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак!
(30)Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто!
(32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов
в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается
в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34)Когда у него, у Веньки,
будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков.
(35)Он внимательно изучит, в чём будут ходить друзья сына, и купит ему
точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную,
с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.
(По С. А. Лубенец) *
Вариант 5
В каком варианте ответа
содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему
Софья и Елена стали куклами?»
1) Софья и Елена были
красивыми и стильно одетыми.
2) Софья и Елена привыкли считать самым главным
внешность и наряды.
3) Софья и Елена плохо
учились и в школе, и в университете.
4) У девочек были шансы
попасть в модельный бизнес.
(1)Софья, Лена и Катя
были неразлучны с детского сада. (2)Вместе пошли в школу и вместе её закончили:
Софья и Лена — безупречными гламурочками с натянутыми «за красивые
глаза» тройками по физике и математике, Катя — с золотой медалью,
добрым десятком кило лишнего веса и неистребимым стремлением во
всём походить на своих стильных подружек. (3)А потом, всё так же вместе,
поступили в университет, только на разные специальности. (4)У Лены
и Софьи был целый табун поклонников и приличные шансы на звёздную карьеру
в модельном бизнесе, так что ходили они на лекции исключительно для
демонстрации новых нарядов. (5)Катя им твердила, что их наверняка отчислят,
если они не займутся учёбой, но подруги только смеялись ей в ответ.
(6)Но однажды Софье
приснилось, что они стали куклами в игрушечном отделе «Детского
мира». (7)На Катю был наклеен ценник с весьма скромной суммой — под стать
её неказистому внешнему виду, за Софью и Леночку просили куда больше.
(8)Так они и стали теперь
жить — по-королевски наряженными пленницами стеклянных витрин и искусно
раскрашенных целлулоидных коробок.
(9)И в один прекрасный
день их купили в подарок девочке Маше.
(10)Ночью, когда их
новая хозяйка заснула, Лена и Софья стали обсуждать свою новую жизнь.
– (11)Знаешь, Лен, —
сказала Софья, — мы привыкли считать самым главным внешность и наряды
— и теперь мы куклы. (12)Наверное, это даже правильно.
– (13)А Катя? — робко
спрашивает Лена.
– (14)Катя никогда и
не была такой, как мы. (15)Она интересовалась тряпками, но лишь потому,
что мы с тобой без них жить не могли. (16)Ты видишь, как девочка любит Катю:
она её из рук почти не выпускает, и ложится спать, и ест вместе с ней, а
мы с тобой день и ночь скучаем на тумбочке. (17)И знаешь что, Лен?
(18)Мне, конечно, очень хочется быть на её месте. (19)Но раз уж это невозможно,
пусть хотя бы у Кати будет всё хорошо.
(20)Подруги молча смотрят
на кровать.
(21)Машенька сопит в
обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики. (22)Елена
и Софья не замечают, что лежащая на подушке Катя изо всех сил пытается
приподнять руку, и ей наконец это удаётся. (23)Она неловко отводит с
лица девочки непослушную прядь, нежно гладит её по щеке и что-то шепчет
в аккуратное ушко.
(24)Девочка вздрагивает,
приоткрывает один глаз и, не глядя, сгребает всех кукол с тумбочки.
(25)Уютно устроившись
в коконе из одеял, Лена и Соня мгновенно засыпают в тёплом кольце хозяйских
рук, и им снится первый за эту жизнь сон. (26)Им снится, что их любят — не
за что-то, а просто потому, что они есть.
(По И. А. Клеандровой)
*
Дополнительно
Пример
Общее задание - четко определить смысл фрагмента
текста.
В каком варианте ответа содержится
информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос.
«Почему мать поссорилась с дочерью?»
1. Мать потратила
слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь
это не оценила.
2. Матери не нравится, как одевается
Оксана.
3. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за
столом вместе с молодёжью.
4. Оксана находилась в ванной и не
помогала матери готовить праздничный стол.
Текст
(1) По дому плавали запахи и крики. (2)
Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и
отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл
конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом
вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других
матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)
Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и
всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как
прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
(По В.С. Токаревой)*Виктория Самойловна Токарева
(родилась в 1937 году) — русский прозаик и сценарист.
Ответ № 3
Текст http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia108.xml
Другие примеры на сайте "Решу ОГЭ"
Текст http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia108.xml
В
каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?»
1) Автор стремится убедить
читателей в том, что взрослые всегда правы.
2) Автор стремится показать, что
родители должны воспитывать детей на собственном примере.
3) Автору важно передать мысль о
том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не
обманывать.
4) Автор показывает таким образом,
что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына.
В
каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?»
1) В картинах Левитана много мелких
деталей.
2) Картины Левитана огромны по
размеру: их не охватишь одним взглядом.
3) Чем дольше вглядываешься в
картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов,
знакомых рек и просёлков.
4) Чтобы понять картины Левитана,
нужно прочесть литературные произведения, по мотивам которых они написаны.
В
каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему Чехов сказал Левитану: "На твоих картинах уже есть
улыбка"?»
1) После второй поездки на Волгу на
картинах Левитана появились свет и блеск.
2) Он решил писать портреты
смеющихся людей.
3) Он решил изображать весёлые
народные гулянья.
4) Он решил писать портреты
клоунов.
В
каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему Левитан в Финляндии захандрил «без меры и
границ»?»
1) В Финляндии ему негде было жить.
2) Он хотел поехать в Венецию.
3) Он не понимал картин финских
художников.
4) Граниты Финляндии, ее чёрная
речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску.
В
каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему Левитану отказали в просьбе отвезти его на
Ай-Петри?»
1) До Ай-Петри было очень далеко.
2) Разреженный горный воздух мог
оказаться для него смертельным.
3) Чехов боялся подниматься в горы,
а именно ему пришлось бы сопровождать Левитана.
4) Поездка в горы не состоялась
из-за плохой погоды.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 |
Вариант 6 | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
Вариант 11 | Вариант 12 | Вариант 13 | Вариант 14 | Вариант 15 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий