воскресенье, 17 ноября 2019 г.

ОГЭ 2. Грамматические основы


 Теория

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
    В предложении может быть одна грамматическая основа или несколько. Предложения с одной грамматической основой простые,  с двумя и более – сложные.
Подлежащее чаще всего выражается существительным, сказуемое  – глаголом. Однако могут быть и другие способы выражения подлежащего и сказуемого.
КТО? Девочки встретились  в школе.    Я посмотрел фильм. ЧТО? Стол стоял у окна.
Подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:
На съезд прибыло около двухсот делегатов. Сестра с братом учатся в разных школах.
Сказуемое – главный член предложения, который зависит от подлежащего и отвечает на вопросы: что делает  предмет? каков  предмет? что с ним происходит?
Сказуемые бывают простыми  и составными.
     Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено:
      1) глаголом в форме изъявительного наклонения, условного: + БЫ,
повелительного: + ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ),
2) инфинитивом,
3) устойчивым сочетанием (в т.ч. фразеологизмом).

Составное глагольное сказуемое (СГС)
СГС 1   =     вспомогательный глагол   +   инфинитив   со значением
1) начала, конца, продолжения    действия:                                Он начал кашлять.
2) желательности, необходимости,   возможности    действия:
                                                                                    Надо учиться языку.
3) эмоциональной оценки  действия                                           Сегодня хорошо прогуливаться.
СГС 2  =  краткое прилаг.   +  инфинитив                                   Она рада его видеть.
  

Составное именное сказуемое (СИС):
глагол-связка                 +            именная часть

1) быть, являться, казаться,  становиться, стать, сделаться,  оставаться;
2) со значением   движения, положения в пространстве.





Задания

1. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Сегодня Пизанская башня, которая стоит на площади Чудес в итальянском городе Пиза, наверное, самая знаменитая башня в мире. (2)Она буквально поражает красотой и сильным наклоном, словно она застыла в падении. (3)Между тем башня начала наклоняться, когда ее еще строили – в 12-м веке. (4)Однако ее все-таки достроили, и стоит она до сих пор. (5)Люди со всего мира ежегодно приезжают посмотреть на нее.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) которая стоит (предложение 1)
2) она поражает красотой (предложение 2)
3) ее строили (предложение 3)
4) ее достроили (предложение 4)
5) люди приезжают (предложение 5)  

2. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Молекулы воды в природе хаотически движутся со скоростью пуль. (2)При этом они беспрестанно сталкиваются с молекулами-соседями, которые пребывают в такой же дикой «пляске». (3)Некоторым молекулам удается приобрести скорость, достаточную для того, чтобы вырваться на свободу, преодолев притяжение остальных молекул. (4)Вылетевшие молекулы становятся молекулами пара, то есть вода постепенно испаряется. (5)Каждую секунду с поверхности морей, рек, озер, почвы постоянно вылетает число молекул, в миллионы раз превосходящее число звезд в нашей Галактике.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) молекулы движутся (предложение 1)
2) которые пребывают (предложение 2)
3) удается приобрести (предложение 3)
4) вода постепенно испаряется (предложение 4)
5) число постоянно вылетает (предложение 5)  

3. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В различных твердых телах все молекулы или атомы расположены вплотную друг к другу. (2)В отличие от жидкостей, молекулы и атомы в твердых телах могут быть расположены в определенном порядке. (3)Твердые тела могут отличаться друг от друга хрупкостью и пластичностью. (4)Хрупкие тела при ударе разрушаются, а пластичные – лишь изменяют форму. (5)Жидкости, как и твердые тела, сохраняют свой объем, но не имеют собственной формы.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) молекулы расположены (предложение 1)
2) молекулы могут быть расположены (предложение 2)
3) тела могут (предложение 3)
4) тела разрушаются (предложение 4)
5) жидкости не имеют формы (предложение 5)

4. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Аристотель считал Землю центром Вселенной, крупнейшим ее телом, вокруг которого обращаются все небесные тела. (2)Поэтому относительно Земли рассматривали движение Солнца и планет. (3)Как будто по траекториям Земли, близким к окружностям в такой системе, представлялось движение Солнца и Луны. (4)Движение же планет рассматривалось довольно причудливым. (5)Как будто они движутся по небу то в одну сторону, то в другую, а иногда даже описывают странные «петли».
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) тела обращаются (предложение 1)
2) движение рассматривали (предложение 2)
3) представлялось (предложение 3)
4) рассматривалось причудливым (предложение 4)
5) они движутся, описывают (предложение 5)

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В такой стране, как Германия, сохранилось немного естественной растительности, так как большая часть земель была ранее распахана. (2)Все-таки около четверти всей территории страны в настоящее время занято разнообразными лесами. (3)Там произрастают такие деревья, как бук, береза, сосна. (4)В горах встречаются ель и пихта, а на самых больших высотах – альпийские луга с множеством цветов. (5)Немцы любят и ценят природу своей страны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) сохранилось растительности (предложение 1)
2) около четверти территории занято (предложение 2)
3) произрастают (предложение 3)
4) в горах встречаются (предложение 4)
5) немцы любят, ценят (предложение 5)  

Комментариев нет:

Отправить комментарий