воскресенье, 1 сентября 2019 г.

Анализ средств выразительности в тексте. Задание 7


Задание 7 (с ключами)

1. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками все выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.
2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
3) Тайга была рядом, белки забегали в поселок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда ее заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.
4) В другой раз я бы сошел с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.
5) Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь еще. (2)

2. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является фразеологизм.
1) У меня был закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников.
2) Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день.
3) А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй.
4) Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.
5) Важно заметить, что он оговорил меня для моей же пользы, боясь, как бы дурные наклонности вновь не пробудились во мне. (13)

3. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи не является фразеологизм.
1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.
3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.
4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
5) Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, но Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого. (25)

4. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является антитеза.
1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слезы, а нос горел, как раскаленный.
2) И лежит он на жесткой, горячей койке один, как отставший от поезда.
3) Он чувствовал себя пленником, заточенным в глухую, высокую башню и прикованным цепью.
4) До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.
5) Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевел взгляд на белую кружку с черными ягодами. (5)

5. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является метафора.
1) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
4) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
5) И даже Лиза – Аниска ей житья дома не дает из-за цветов: не толкни их да не задень их! (4)

6. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Оська явно демонстрировал свое пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел.
2) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.
3) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.
4) Он выметнулся из кресла, подошел ко мне и протянул руку.
5) При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шепот. (3)

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является сравнение.
1) Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лету, но с единого взгляда.
2) Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?
3) Главное, что жизнь у нее в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
4) Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.
5) Серый стоял, недоуменно глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза ее небесной радости… (3)

8. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принес воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролерша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Поесть – да, поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
5) Он видел все в розовом свете рядом с этой Машей. (45)

9. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является метафора.
1) Однажды он принес в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
2) Это у него была такса – черная головешка на четырех ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот.
4) Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник.
5) Даже не заметив свою учительницу, он пронесся мимо, а Женечка поспешила за ним. (2)

10. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является метафора.
1) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
3) Ненависть в нем не перекипела.
4) Минуты через две резко зазвонил телефон.
5) Когда мальчик стал переодеваться и стянул рубашку, обнажив худенькое, с проступающими ребрами тельце, темное от грязи, над правой лопаткой я увидел след от пулевого ранения. (3)

11. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является метафора.
1) – Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.
2) – Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растет в нем ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
3) Детдомовские, все втроем, двинулись на него – Санька приготовился к драке.
4) Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда.
5) Санька хотел им сказать, что он возьмет в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (2)

12. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является метафора.
1) В больших глазах ребенка застыло удивление перед громадным, еще не понятным ему миром.
2) Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.
3) Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
4) Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени теплый проливной дождь с громом и яркими молниями и летчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой.
5) Когда молодой летчик Левушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. (1)

13. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является индивидуально-авторское слово.
1) Однажды на уроке русского языка учитель рассказывал о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумленно поглядел на часы, потом махнул рукой.
2) Впервые за все время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки.
3) Около месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом, однако, опомнился, держался по-таежному умело, стойко, остался жив и даже не простудился.
4) Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа.
5) Прочитав вслух мое сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и, наконец, тихо молвил редкую и оттого, конечно, особенно дорогую похвалу. (4)

14. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является олицетворение.
1) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждет ее.
2) Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон?
3) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.
4) Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжелой виолончелью, что это кто-то другой.
5) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (3)

15. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является сравнение.
1) Все равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
2) Он летел стрелой.
3) У нее было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы.
4) А я слышал, – сказал второй мальчик, – как он разговаривал с морем.
5) А иногда добрым, когда я лежу на твоем берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения. (2)

16. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является метафора.
1) Они были не отчаянные, а печальные и потеряли голубой цвет.
2) Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица.
3) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
4) Если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном кружках, то на физику у тебя не останется времени.
5) А ведь меня теперь в летчики не возьмут, я узнавал: близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (3)

17. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда в большую перемену Нинка села к нему и открыла его потрескавшуюся деревянную крышку, девчонки окружили пианино плотным кольцом.
2) Все слушали музыку, и всем, даже ничего не понимавшим в ней, она нравилась.
3) Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, ее корону, и Нинка, конечно, не взглянула на меня.
4) Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я все не мог прийти в себя.
5) Захотелось сейчас, сию минуту сделать что-нибудь достойное, рыцарское, чтобы и Нинка поняла мое к ней отношение. (45)

18. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является эпитет.
1) Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне.
2) Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал ее смысл.
3) Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чем сам мечтал когда-то.
4) Каждый человек – творец своего счастья, и, пока Старший это не осознает, он так и будет жить со своей неосуществленной мечтой.
5) Она крылья дает, она сил прибавляет, она помогает жить. (2)

19. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является олицетворение.
1) Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.
2) Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже.
3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.
4) Дед повел Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы.
5) А этот вот желтый цвет на лекарство идет, его и в аптеке берут. (3)

20. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите вариант(-ы) ответов, в котором(-ых) средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2) Оксану как ветром сдуло вместе с ее неудовольствием, и через секунду послышался ее голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
3) Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
4) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
5) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодежью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий