среда, 2 августа 2017 г.

М.Г. Львов­ский. О первой влюбленности


1.
(1)От мо­де­ли атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми веяло кос­мо­сом, элек­трон­ной му­зы­кой и фан­та­сти­че­ски­ми ро­ма­на­ми.
(2)Мо­дель сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. (3)Во­круг неё на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.
(4)Вах­танг Тур­ма­нид­зе, строй­ный ги­гант в тре­ни­ро­воч­ных брю­ках, объ­яс­нял де­воч­кам, что такое хук и ап­пер­кот, на­халь­но до­тра­ги­ва­ясь сво­и­ми ку­ла­чи­ща­ми до их неж­ных под­бо­род­ков.
(5)Вадим Ко­ст­ров царил в своей хи­хи­ка­ю­щей ком­па­нии.
(6)А Лёши Жиль­цо­ва не было видно.
(7)Толь­ко оки­нув взгля­дом пу­стын­ные ряды ла­бо­ра­тор­ных сто­лов, где-то за одним из по­след­них, у рас­пах­ну­то­го окна, можно было за­ме­тить его оди­но­кую фи­гу­ру. (8)Ни­ко­му, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки в очках, уткнув­шей­ся в книгу, не было до него ни­ка­ко­го дела, а она нет-нет да и по­смат­ри­ва­ла украд­кой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, не­спра­вед­ли­во обойдённых сла­вой, есть что-то при­вле­ка­тель­ное, а Лёша в своём вось­мом «Б» был имен­но таким че­ло­ве­ком. (10)Это под­твер­ди­лось, когда в класс вошла Галя Виш­ня­ко­ва, по все­об­ще­му мне­нию, самая кра­си­вая де­воч­ка школы.
– (11)Ре­бя­та, кого по­це­ло­вать? (12)У меня, ка­жет­ся, грипп на­чи­на­ет­ся, а зав­тра кон­троль­ная по ал­геб­ре, – ска­за­ла она и чих­ну­ла.
(13)Класс при­тих, но кон­крет­ных пред­ло­же­ний не по­сле­до­ва­ло.
(14)И вдруг из даль­не­го угла до­нес­лось: «Меня».
(15)Это ска­зал Лёша и ужас­нул­ся.
(16)Все, кроме не­при­мет­ной де­воч­ки, смот­ре­ли на Лёшу так, как будто Галя была ан­дер­се­нов­ской прин­цес­сой, а Лёша – сви­но­па­сом. (17)Кто-то даже хи­хик­нул. (18)А не­при­мет­ная де­воч­ка с тре­во­гой ждала Га­ли­но­го от­ве­та: она бо­я­лась за Лёшу.
(19)Но самые кра­си­вые де­воч­ки школы все­гда стар­ше своих лет, и Галя не рас­те­ря­лась.
– (20)Лёшка – зо­ло­той маль­чик, а вы все трусы.
(21)И она на­пра­ви­лась к своей вер­ной по­дру­ге Зи­ноч­ке Крюч­ко­вой, всё ещё под­дер­жи­ва­ю­щей полку с про­во­лоч­ной мо­де­лью атома. (22)Галя шла, раз­ма­хи­вая мо­лот­ком, по­то­му что была де­жур­ной и со­би­ра­лась укре­пить полку.

(По М.Г. Львов­ско­му) *
2.

(1)Мо­дель атома с се­реб­ри­стым ядром и укреплёнными на про­во­лоч­ных ор­би­тах элек­тро­на­ми сто­я­ла на по­ко­сив­шей­ся полке, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ла Зи­ноч­ка Крюч­ко­ва, очень ма­лень­кая и очень гор­дая де­воч­ка с ост­рым ли­чи­ком. (2)Во­круг на фоне стек­лян­ных шка­фов, схем и таб­лиц фи­зи­че­ско­го ка­би­не­та ки­пе­ла бур­ная жизнь.

– (3)Ну что, так никто и не по­мо­жет гвоздь за­бить? – воз­му­ща­лась Галя Виш­ня­ко­ва, самая кра­си­вая де­воч­ка школы. (4)Она вме­сте с Зи­ноч­кой никак не могла спра­вить­ся с пол­кой. – (5)Маль­чи­ки, я уже себе все паль­цы от­шиб­ла.

(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7)Не ве­ли­кий по­двиг, а всё же было бы как-то легче: все­об­щее при­зна­ние могло из­ба­вить его от горь­ко­го чув­ства оди­но­че­ства. (8)Но как толь­ко он подошёл к де­воч­кам, как у Гали опять по­яви­лось стрем­ле­ние к са­мо­сто­я­тель­но­сти. (9)Она явно ждала чего-то иного. (10)И до­жда­лась. (11)Мо­ло­ток пе­ре­хва­тил строй­ный ги­гант
в тре­ни­ро­воч­ных брю­ках – Вах­танг.

(12)Зи­ноч­ка по­жа­ле­ла Лёшу.

– (13)Пус­кай этот тип прибьёт, – чтобы уте­шить Лёшу, Зи­ноч­ка
пре­не­бре­жи­тель­но кив­ну­ла на Вах­тан­га, – он выше ро­стом.

(14)Лёша пе­чаль­но смот­рел, как Вах­танг, сде­лав не­сколь­ко
«раз­ми­ноч­ных» дви­же­ний, са­да­нул мо­лот­ком мимо гвоз­дя и за­пры­гал, дуя на
ушиб­лен­ные паль­цы. (15)Забыв про Лёшу, де­воч­ки бла­го­склон­но за­сме­я­лись: Вах­тан­гу про­ща­лось всё.

(16)Лёша отошёл от них с пре­зри­тель­ным же­стом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17)Но жест не помог: горь­кое чув­ство не про­хо­ди­ло.

(18)И вдруг в луче света, па­дав­ше­го из окна, Лёша уви­дел но­вень­кую. (19)Из не­при­мет­ной де­воч­ки она те­перь пре­вра­ти­лась в самую за­мет­ную. (20)В очках, шо­ко­лад­но-ко­рич­не­вая от юж­но­го за­га­ра, де­воч­ка так
улыб­ну­лась ему, что он даже огля­дел­ся по сто­ро­нам.

(21)Но ни­ко­го дру­го­го, кому могла пред­на­зна­чать­ся эта улыб­ка,
по­бли­зо­сти не ока­за­лось.

– (22)Тебя Лёшей зовут? – спро­си­ла де­воч­ка, и Лёша понял, что она давно уже на­блю­да­ла за ним.

(23)Лёша от­ве­тил не сразу, по­то­му что в таких слу­ча­ях, как из­вест­но,
не­ви­ди­мый дирижёр даёт знак не­ви­ди­мым скрип­кам, а всту­пить в зву­ча­щий
ор­кестр не­лег­ко не­при­выч­но­му че­ло­ве­ку.

– (24)За­пом­ни­ла, – осто­рож­но ска­зал Лёша и, ка­жет­ся, ни­че­го не ис­пор­тил.

– (25)По­то­му что как раз про Клеро читаю, а его звали Алек­сис.

– (26)А ты Женя Ка­рет­ни­ко­ва, из Крас­но­да­ра, – от­ве­тил Лёша, опа­са­ясь, как бы раз­го­вор не за­стрял на не­ве­до­мом Алек­си­се.

– (27)За­пом­нил, – ска­за­ла Женя.

(28)По­сте­пен­но Лёша понял, что ор­кестр ис­пол­ня­ет не такую уж
труд­ную ме­ло­дию, что в ней воз­мож­ны не­ко­то­рые воль­но­сти и что он, Лёша,
тоже впол­не на уров­не.

– (29)А по­че­му ты на уро­ках всё время в окно смот­ришь? – спро­си­ла Женя и по­до­шла к Лёши­но­му окну. – (30)Что ты там уви­дел?

(31)Лёша встал с Женей рядом.

(32)Из окна им был виден боль­шой от­кры­тый па­ви­льон «Фрук­ты –овощи», рас­по­ло­жив­ший­ся на дру­гой сто­ро­не улицы. (33)Рядом от­ра­жа­ла осле­пи­тель­ную си­не­ву осен­не­го неба стек­лян­ная те­ле­фон­ная будка.

– (34)А на уро­ках надо обя­за­тель­но слу­шать, что го­во­рят учи­те­ля? – спро­сил Лёша с иро­ни­ей, ко­то­рую ему ещё ни разу не уда­ва­лось про­де­мон­стри­ро­вать ни перед одной де­воч­кой.

– (35)Если не при­ду­мал что-ни­будь но­вень­кое вме­сто: «Я учил, но забыл».

(36)Лёша за­сме­ял­ся.

– (37)Эти слова надо вы­сечь в мра­мо­ре, – ска­зал он.

– (38)Ты мо­жешь... за мой стол... (39)Я тоже одна сижу, – пред­ло­жи­ла Женя.

(По М. Львов­ско­му) *

* Ми­ха­ил Гри­го­рье­вич Львов­ский (1919–1994) – рус­ский со­вет­ский поэт-пе­сен­ник, дра­ма­тург, сце­на­рист.

Комментариев нет:

Отправить комментарий