Первая часть экзаменационной работы в 9-м классе представляет собой написание сжатого изложения. Это сложное задание требует от вас умения вычленять важную (основную) информацию, отбирать такие лексические и грамматические средства, чтобы кратко и связно передать содержание текста, который вы будете слушать.
Сжатое изложение огэ представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию и передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом вами тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.
Кратко изложить прослушанный текст – сложное задание, поэтому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, воспринимаемый визуально, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению для 9 класса, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы сжатия (компрессии). Для этого в нашей книге «Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 30 тренировочных вариантов» мы предлагаем вам 10 текстов для изложения, на которых вы легко сможете отработать методику сокращения. В этой статье мы кратко сформулируем основные тезисы.
- Компрессия текста
- Основные приёмы компрессии текста
- Последовательность работы при восприятии текста на слух
- Техника написания изложения
Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, можете ли вы передать содержание исходного текста сжато. В требованиях к сжатому изложению огэ не указано максимально допустимое количество слов, однако понятно, что изложение не должно отражать всё содержание исходного текста (в этом случае написанный текст будет подробным изложением). Мы рекомендуем следующий диапазон: 75–120 слов. Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов.
Необходимо чётко следить за тем, чтобы в изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в требованиях к сжатому изложению сказано о том, что исходный текст содержит 3 микротемы.
Существуют различные подходы к определению способов и приёмов сжатия текста — языковые и содержательные.
Основными содержательными формами компрессии можно назвать такие:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Какие языковые приёмы сжатия вы можете использовать? Назовём самые типичные.
1) Исключение:
- отдельных членов предложения;
- однородных членов;
- повторов;
- одного или нескольких синонимов;
- фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
2) Замена:
- однородных членов обобщающим словом;
- фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
- прямой речи косвенной;
- предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
3) Слияние:
- двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.
- в повествовании — начало события, ход его, кульминация, конец;
- в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки;
- в рассуждении — общие положения, тезис, аргументы, доказательства, вывод.
Логически выстроить работу вам помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Составление плана – очень важный приём, для того чтобы хорошо написать изложение огэ. Именно подробный план не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей.
Предлагаем вам ознакомиться с последовательностью работы при восприятии текста на слух.
1. Прослушайте исходный текст.
2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор?).
3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:
4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
5. Выберите способы компрессии для каждой части текста.
6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
7. Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.
8. Напишите сжатое изложение.
9. Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить, и дополнить её.
10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
11. Напишите сжатое изложение.
Перед тем как выполнять задание, необходимо подумать об организации «рабочего поля», чтобы зафиксированное вами можно было потом расшифровать.
Во время первого чтения текста диктором внимательно слушайте его, т. е. активно воспринимайте содержание звучащего текста, стараясь сразу понять основную мысль автора. Мы не рекомендуем при первом прослушивании сразу делать записи вслед за звучащим текстом. Как показывает практика, эффект от такой методики при прослушивании снижен. Гораздо эффективнее сначала сосредоточиться на восприятии текста, определить основную тему и микротемы, идею (основную мысль), соотнести друг с другом смысловые части. Записи желательно делать в перерыве между прослушиваниями и при втором прослушивании.
В перерыве между прослушиваниями кратко запишите последовательность абзацев, то есть ход рассуждений автора или хронологию событий, последовательность описания. Это поможет грамотно составить план, определить микротемы.
Во время второго прослушивания уточните, конкретизируйте первоначальную информацию, внесите дополнения или изменения в предварительные записи изложения. Кроме того, постарайтесь откорректировать первичный план, проверьте правильность выделения абзацев.
После второго прослушивания начинайте восстанавливать текст (заполняйте пробелы в своих записях), пока он ещё свеж в вашей памяти. Затем переходите к его сокращению. В идеале нужно применить несколько способов сжатия на всём протяжении текста.
Итак, сжатое изложение проверяет, насколько вы умеете слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умеете обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умеете письменно передавать обработанную информацию.
Проверка этих трёх основных умений лежит в основе системы критериев оценивания изложения.
Ознакомиться с последовательностью работы при зрительном восприятии, а также с различными способами компрессии на примере нескольких разных текстов, для того чтобы написать изложение ОГЭ по русскому языку, вы сможете в нашем пособии.
Желаем вам успешной подготовки!
Комментариев нет:
Отправить комментарий