воскресенье, 12 июля 2020 г.

Добро. Забота





  Задания
Баллы
1. Прочитайте текст.
(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.
(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.
(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.
(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.
(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.
(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.
(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.
(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.
(29)Он повернулся и побежал.
(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
– (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!
(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.
(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.
(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.
(По А. Лиханову)

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.
0
2. Напишите сочинение-рассуждение в формате ОГЭ на любую из предложенных тем (на выбор).

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ЗАБОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое забота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

   

100



Ключи
  Понятие

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.

1.Забота  — комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие. Заботу может проявлять как животное к своему потомству, так и человек к какому-нибудь существу или предмету, например к автомобилям.

2.Заботливость в моём понимании — это желание помочь, облегчить жизнь близкому человеку или обеспечить ему комфорт. Заботливость не может существовать без чуткости, щедрости, внимательности.



Вступление

Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.
Что такое доброта? По моему мнению, доброта - это внутреннее свойство личности, которое проявляется в способности к сочувствию и заботе. Человек, обладающий подобным чувством, беспокоится о живых существах и заботится о них.

 1.Я думаю, что заботливость — это такое качество, которое выражается в сострадании, сочувствии, желании принять участие в жизни других людей для того, чтобы улучшить её. Умение заботиться говорит о чуткости и доброте человека.

  2.В моём понимании, заботливость — это желание окружить близких вниманием и любовью, помочь, не дожидаясь просьб о помощи. Это чувство должно быть искренним, бескорыстным.

3.  Забота — это, прежде всего, умение отдавать, способность делать что-то полезное для окружающих, возможность и желание участвовать в судьбе того, кто очень в тебе нуждается.

Переход

Попробую аргументировать свою точку зрения, приведя примеры из предложенного текста и опыта общественной жизни.


Пример 1

  1.В прочитанном фрагменте текста русского писателя Альберта Анатольевича Лиханова Фёдор волнуется за своих голубей, которые остались в его голубятне во дворе его старого дома (предложения 2, 7), поэтому после уроков мальчик ездит проверять их. 
2. В одну из поездок Федор забирает голубей, так как голубятня сгорает в огне, а они пытаются в нее вернуться (предложения 45 - 48).

В тексте Альберта Лиханова автор обращает нас к известному афоризму из сказки Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Главный герой  любил и заботился о голубях, которые платили ему в ответ привязанностью и любовью. Оставить их умирать без голубятни — всё равно что предать. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Пример 2

  Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

К сожалению, не все сейчас умеют проявлять заботу. Очень часто мы не замечаем, как в нас нуждается самый близкий и родной человек — мама. Мы чаще привыкли брать, чем отдавать. Берём без оглядки мамино время, мамины силы и здоровье, принимаем как должное её заботу. А что взамен? А надо-то порой совсем немного: взять посильные домашние дела на себя, сказать ласковое слово, спросить, как она себя чувствует…
Другие примеры (см. ниже)

Вывод
1.Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

2. Доброта – это то, что делает нашу жизнь теплее и душевнее. Доброта помогает нам понимать, что мы – люди, и мы должны помогать друг другу, делать добро – тогда жизнь станет чуточку лучше.


1.  Избитая фраза «Большое начинается с малого» обретает особый смысл. Твой характер формируется сейчас, не надо думать, что потом, когда нужно будет принимать серьёзные решения, ты с лёгкостью справишься с этой задачей, если сейчас не научишься заботиться об окружающих тебя людях, понимать свою меру ответственности за происходящее, пропускать через сердце свои мысли, поступки, дела.

2.Заботливость — это прекрасная черта характера, которая объединяет людей.

3.Заботливость, как мне кажется, связывает людей невидимыми нитями добра.




Примеры из литературы
О доброте

1.Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» — яркий пример доброты, спасающей жизни. Семья Мерцаловых находится в бедственном положении: отец потерял работу, они живут в сыром подвале, дочь заболела, а лечить ее не на что, остальные трое детей голодают. Мерцалов-старший обошел всех, у кого можно занять, но безуспешно. Тогда он решает покончить с собой, но встречает доктора Пирогова, который становится для Мерцаловых ангелом-хранителем. Он осмотрел больную дочь, бесплатно выписал ей лекарство и оставил деньги перед отходом. С этого времени бедность отступила. Пирогов не отвернулся от незнакомых людей, пожертвовал своим временем, деньгами и планами, и эта доброта заслуживает огромного уважения.
2.Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса», был одним из немногих, кто проявил доброту к маленькой Ассоль. Девочку не любили в городе, она подвергалась несправедливым насмешкам. Сказочник встретил Ассоль, когда она относила игрушки, сделанные ее отцом, на продажу в лавку. Он рассказал, что после того, как девочка вырастет, ее заберет из этого недружелюбного места прекрасный принц, который приплывет на корабле с алыми парусами. Доброта Эгля дала Ассоль надежду на будущее счастье. Она смогла пережить несправедливое отношение к себе, вспоминая доброго сказочника и его историю.
3.Василиса Егоровна, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отличается добротой и сердечностью. Она любопытна и лезет во все дела своего мужа Ивана Кузьмича, коменданта крепости, но все это делает из добрых побуждений. Именно благодаря этой женщине даже на службе царит семейная и теплая атмосфера. Окружила она заботой и главного героя, Петра Гринева. С такой же простотой и любовью она до своей смерти пыталась защитить свою семью от бунтовщика Емельяна Пугачева. На ее примере читатель убеждается, что доброта – это сила, которая рождает в человеке внутреннее благородство.
4.Наталья Савишна, героиня повести Л. Н. Толстова «Детство», служит у семьи Иртеньевых почти всю жизнь. Это добрая, простодушная и честная старушка. Она обожает своих господ, несмотря на то, что именно из-за них надежда на собственное счастье оказалась несбыточной. Даже после получения вольной Наталья Савишна остается с Иртеньевыми, потому что не может оставить их без своей заботы. Она бережет их имущество и видит в этом свое предназначение, потому что хочет всеми способами помочь семье. Великодушие в сочетании с жертвенностью делает образ героини практически святым. На ее примере мы видим, что доброта – это, прежде всего, отказ от эгоизма.
Доброта и душевная красота присуща скромной крестьянке Лизе, героине повести Н. М. 5.Карамзина «Бедная Лиза». Она трогательно окружает заботой свою мать, пытаясь обеспечить ее старость. Влюбленная в дворянина Эраста девушка полностью отдается чувству, делает все ради него. Однако ему наскучила такая преданность, герой уехал от Лизы, не найдя в себе силы даже окончательно расстаться с ней. Убедившись в его неверности, героиня решается на самоубийство. Но даже перед смертью она думает о маме и передает ей деньги, которые дал несостоявшийся жених. Данный пример говорит о том, что доброта – это стремление дарить тепло своего сердца другим людям.
6.Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», пережил настоящий ад: бои на передовой, концлагерь, потеря всей семьи. После войны у него не было смысла жить. Но солдат встретил сироту Ванюшку, который тоже лишился всех близких и теперь вынужден бродяжничать. И Соколов сказал ребенку, что его отец выжил, и это он сам. Андрей не прошел мимо, тем самым дал надежду, что жизнь продолжается, и мальчику, и самому себе. Значит, доброта – это, прежде всего, сила, которая помогает душе возродиться даже после самых жестоких потрясений.
7.В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня проявляет истинную доброту, помогая всем односельчанам справляться с трудностями крестьянской жизни. Всю работу в селе она осуществляет безвозмездно и живет не ради наживы, а для того, чтобы быть полезной обществу. Она, к примеру, пустила в дом рассказчика, хоть и сама нуждалась в средствах. Подобное отношение к окружению – проявление добросердечности, которая заключается в бескорыстной любви к людям.
8.В рассказе А. Платонова «Юшка» тщедушный и больной герой жил одиноко и замкнуто, поэтому соседи относились к нему с пренебрежением. Даже их дети нападали на него, так как мужчина не оборонялся и не жаловался, получая побои и издевательства. Все считали его жалким, однако после его смерти выяснилось, что Юшка тратил все сбережения на содержание и образование сироты. Только тогда люди поняли свою ошибку. Этот пример учит нас тому, что истинная доброта скромна, ведь ее суть – это бескорыстная помощь, не требующая оваций.
9.В рассказе В. Распутина «Уроки французского» учительница демонстрирует доброту, спасшую жизнь ученика. Володя нуждался в еде и стал играть в азартные игры, чтобы хоть как-то прокормить себя. Заметив это, преподавательница решила помочь мальчику, и сама согласилась играть с ним, чтобы он, гордый и непреклонный, принял ее помощь в виде проигрыша. За это героиня поплатилась работой, но от своего дела не отступилась. Этот пример доказывает, что доброта – это бескорыстное и добровольное пренебрежение своими интересами ради спасения других людей.


О заботе.

1.В поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтов рассказывает о том, как монах спас ребенка, которого вез один генерал. Мальчику-горцу было тяжело, он уже умирал, отказывался от еды. Монаху стало его жалко. Ребёнка оставили в монастыре. Старец не дал малышу умереть, а выходил его.
2.В притче о добром самарянине говорится о человеке, который проявил заботу. Самарянин увидел израненного мужчину. Добрый человек перевязал ему раны, доставил его в гостиницу. Когда самарянин уезжал, но дал деньги содержателю гостиницы, сказав, что если тот издержит больше, то он по приезде отдаст ему.
3.В знаменитом памятнике русского быта и литературы ХVI века «Домострой» написано о том, что хозяин дома должен заботиться о своих домочадцах и работниках.
4.Писатель В.А.Жуковский помогал многим молодым талантливым писателям.
Он освободил украинского поэта Тараса Шевченко от крепостной зависимости.
5.Л.Н.Толстой, живший в усадьбе Ясная Поляна, отпустил крестьян на волю, защищал интересы простых людей в суде, создал школу для крестьянских ребят и сам в ней преподавал, написав для них учебники.
6.Во время Великой Отечественной войны студентам давали по карточкам четыреста граммов хлеба. Однажды будущий писатель В.Солоухин решил дойти до своей деревни и принести хлеб. Это было зимой. До деревни сорок пять километров. Когда он добрался до дома, мать испекла ему большой каравай. Юноша положил драгоценный каравай в мешок и к своим голодным друзьям-студентам.
7.Декабристы были общительными людьми. Они понимали нужды народа, постоянно оказывали людям необходимую поддержку. Декабрист С.М.Семёнов служил в губернском правлении. Когда он умер, его вспоминали добрым словом. Декабрист И.И.Пущин писал о С.М.Семёнове, что он жил для других, был отцом для простых людей, вникал во все обстоятельства их жизни. Смерть С.Семёнова искренне оплакивали.
8. Долг человека – заботиться об окружающем мире. Эта мысль была высказана в начале ХХ века врачом и философом Альбертом Швейцером, который построил в Африке больницу. В ней жили не только люди, но и находили приют больные животные: лань, обезьяна, пеликан. А на письменном столе врача всегда стояла чашка с подслащённой водой, чтобы муравьи могли полакомиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий