(1)Илья и Саня
вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии,
которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали
самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к
жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из
коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых
ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей
бедности, и это был высокий способ её преодоления.
(6)Санино положение было
хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на
молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки,
в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на
пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10)Соединил Илью и Саню
Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной
мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова,
отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом.
(12)К тому же – очкарик.
(13)Первый раз Миху поколотили
уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
(14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а
их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель,
достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок.
(16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот
момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами
волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.
(18)Входя в класс, Илья
сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
(19)На последней перемене
главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали,
но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с
гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом
классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно
рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из
самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой,
однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника,
ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(23)Они вышли из школы
втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились
возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо:
доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все
друг другу в равной степени интересны. (27)Что-то важное произошло: такая
сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в
самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю
жизнь.
(По Л.Е. Улицкой)*
* Улицкая
Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская
писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий